Как поиграть в elite dangerous
Как правильно играть в Elite: Dangerous
Советы от видного исследователя виртуального космоса Олега Михайловича Хажинского
Люди в мире разделяются на две категории: те, кто уже играл в «Элиту», и те, кому еще предстоит это сделать. В декабре прошлого года, спустя долгих пятнадцать лет ожидания, на PC вышло продолжение культовой серии — Elite: Dangerous. Если «Элита» для вас — не пустой звук, немедленно прекратите читать этот текст, идите на сайт, разорите себя на баснословные 39 фунтов стерлингов, возьмите отпуск недели на две, и давайте продолжим этот разговор в открытом космосе, где я сейчас провожу большую часть времени.
Для остальных небольшая историческая справка. Elite — это космический симулятор с элементами экономической стратегии в полностью открытом мире, без сюжета, цели и конца. Оригинальная игра была написана студентами Кэмбриджа Дэвидом Брэбеном и Яном Беллом в 1984-м году для платформы BBC Micro. 22кб кода, 2 в 48 степени галактик по 256 звездных систем в каждой, черный экран с разрешением меньше, чем у вашей микроволновой печи, белые пиксели, векторная графика и управление с клавиатуры.
В начале игры вы получали в свое распоряжение ставший теперь иконой корабль Cobra MK3,100 кредитов и крепкий пинок под зад. После выбора пункта меню Load New Commander игра наглухо забывала о вашем существовании и предоставляла полную свободу действий — межзвездная торговля, охота за головами, грабеж «корованов», выполнение миссий, исследование, борьба с инопланетной цивилизацией таргоидов, и все это в произвольном порядке. На вырученные деньги можно было апгрейдить компоненты своего корабля или купить новый, а визитной карточкой Elite стала необходимость самостоятельно стыковаться с орбитальными станциями, которые представляли собой многогранник с дыркой посередине и вращались вокруг своей оси самым подлым образом. Столкновение со станцией, разумеется, означало гибель корабля.
Согласитесь, звучит круто даже по нынешним временам, что говорить о лохматых 80-х. Игра моментально стала предметом культа: только для BBC Micro было продано нереальные по тем временам 150000 копий, что сравнимо с общим числом проданных компьютеров. Модификации «Элиты» портировали на все, к чему можно было подключить телевизор или монитор — ZX Spectrum, Commodore 64, Amiga, Atari, Apple 2, MSX и, разумеется, PC.
Если вообразить на минуту, что игровая индустрия представляет собой плоский диск, покоящийся на трех исполинских черепахах, то одна из этих черепах — точно «Элита». Игра оказала огромное влияние на умы разработчиков того времени, породила бесчисленное количество клонов. С тех пор все игры «про космос», включая Wing Commander, Privateer, Freelancer, Eve Online и многие другие, созданы под впечатлением от творения двух британских студентов.
Меня лично с «Элитой» связывает особенная история. В далеких 80-х я продавал книги в переходе метро, чтобы накопить на ZX Spectrum. Платили мало, так что денег хватило только на кривой клон, который отличался способностью зависать в произвольный момент времени и не хотел записывать «сейвы» на магнитофон Электроника-302М. Эти уникальные особенности компьютера не помешали играть в «Элиту» сутки напролет, точнее, до очередного зависания. Каждый день мы с другом собирались у меня дома и начинали играть заново: 100 кредитов, «Кобра», черный экран космоса, белые пиксели звезд, вырванные из тетради в клетку листки с ценами на минералы и рабов. Мы были похожи на буддийских монахов, которые выкладывают из цветного песка невероятной красоты узоры лишь для того, чтобы в конце кропотливой работы смахнуть их метлой, как пыль.
Короче. После выхода Elite прошел, дайте подумать… 31 год. Приличные люди столько не живут. За это время Дэвид Брэбен и Ян Белл успели выпустить два сиквела, Frontier: Elite 2 и Frontier: First Encounters, вусмерть разругаться на почве дележа прав и роялти, завалить проект The Outsiders, из которого Codemasters пытались сделать «убийцу» GTA, сделать тонну никому не интересных симуляторов парка аттракционов и поработать на Microsoft. Но все это время Дэвид Брэбен, оставшийся у руля Frontier Development, искал деньги на создание Elite 4 — главной игры его жизни.
Времена были, сами понимаете, тяжелые. Большие издатели откровенно боялись вкладывать деньги в рискованный проект: все эти «открытые миры», «делай что хочешь», «твори сюжет самостоятельно» да еще в холодном, мрачном и враждебном космосе звучали для них похоронным маршем. Брэбен, в свою очередь, был не готов идти на компромиссы — никаких тебе миссий, отлитой в железобетоне сюжетной линии с катсценами и надписи «конец игры» перед финальными титрами. Еще в 2000-м году глава Frontier Development рассказал журналистам, что Elite 4, без сомнения, должна стать MMO-игрой, но на тот момент технологии не были готовы для реализации его замыслов.
Работа над Elite 4 продолжалась в вялотекущем режиме долгие годы, и только в 2012-м году возобновилась в полную силу благодаря Kickstarter. Всего за два месяца Frontier Development собрали более 2,3 млн долларов — гораздо больше, чем было запланировано. Среди 25000 «бэкеров» нашлись 6 человек, которые заплатили по 7,5 тысяч долларов за возможность поужинать с командой разработчиков и получить звездную систему, названную в свою честь.
В декабре 2014-го, с задержкой в 8 месяцев, игра вышла на PC. Вышла без всякой помпы, массированной рекламы и брендированных титульных страниц ведущих игровых сайтов мира. Денег на маркетинг у разработчиков Elite: Dangerous, разумеется, не было совсем — все собранные средства игроков пошли в разработку.
Медиа встретили Elite: Dangerous осторожно и на всякий случай дали игре средний рейтинг 80 из 100, сопроводив малодушными комментариями типа «игра потрясающая, конечно есть проблемы, но ведь все только начинается». Это понятно, ведь писать рецензию на Elite: Dangerous в 2015-м — это все равно что попросить школьника оценить «Черный квадрат» Малевича: who are you to fucking lecture me?
Elite: Dangerous осталась верна корням — это по-прежнему открытый мир, отсутствие назойливого сюжета и полная свобода выбора, помноженные на современные технологии и многопользовательский режим. Действие игры происходит в нашей галактике, игровая площадка — 400 миллиардов процедурно сгенерированных звездных систем, 150000 из которых взяты из открытой базы данных вместе с названиями и характеристиками. Планеты честно вращаются вокруг звезд, орбитальные станции честно вращаются вокруг планет, создавая неповторимую, уникальную картину при каждом визите. Визуально новая «Элита» ничем не похожа на своего прародителя 84-го года выпуска: собственный движок Cobra выдает запредельной красоты картинку и поддерживает Oculus Rift, однако главное осталось неизменным — игре фундаментально положить на своих игроков. И это прекрасно.
Пренебрежительное отношение к игрокам ощущается уже на этапе установки: лаунчер Elite: Dangerous — один из самых кривых, что я видел в своей жизни. После попытки поставить русскую локализацию игра намертво убила системные шрифты Windows 7, а местный туториал делает все, чтобы вы бросили играть, даже не начав. Перед учебными миссиями игра предлагает посмотреть обучающие ролики на Youtube и поверьте, их действительно надо смотреть, иначе ни за что не разберетесь.
Внутри все, как прежде. Игрок случайным образом забрасывается в одну из звездных систем обжитого мира с 1000 кредитами (инфляция!) в кармане и взятым в лизинг базовым кораблем Sidewinder в предельно бюджетном обвесе. Что делать дальше — современному потребителю, избалованному плоской, как стол кривой обучения и постоянными подсказками («нажимте “С”, чтобы проползти под бревном») совершенно непонятно. К счастью, к нашим услугам интернет с бесконечным количеством гайдов. Самые толковые я нашел на Reddit и Youtube.
Впрочем, как это обычно бывает в интернете, правда у всех своя: кто-то советует зарабатывать первоначальный капитал на охоте за головами, кто-то — выполнением миссий. Не обошлось без пробитых на всю голову майнеров-медитантов из Eve Online, кто-то вообще считает, что надо ставить fuel scoop и отправляться прямиком к далеким мирам, чтобы торговать редкими товарами.
Я выбрал самый тупой и надеждный способ — торговлю. Благодаря современным технологиям, больше не надо выписывать на листок тетрадки цены на товары на конкретной станции, все можно найти в интернете. Вот, например, прекрасный сайт Elite Trading Tool, который поможет разработать оптимальный торговый маршрут с учетом вашего местоположения, текущей рыночной коньюнктуры (а она все время меняется, в том числе благодаря вашим действиям!), количеству свободных средств и размеру грузового трюма. Есть даже отдельное приложение, разработанное одним из игроков — Slopey`s BPC Market Tool, которым я теперь пользуюсь все время.
Кто-то может сказать, что это скука смертная — покупать по 4 тонны товара дешево, чтобы продать их же дороже в паре прыжков от своей системы, но эти люди предельно далеки от космоса и недостойны играть в Elite: Dangerous. Дело в том, что для любителей Sci-Fi просто находиться в игре — удовольствие. Слушать глухое урчание маршевых двигателей, сухой треск маневровых (шесть степеней свободы — это не шутка!), гулкий шум огромных станций, производимый сотнями кораблей, погрузчиками и прочими механизмами, оглядываться по сторонам, уворачиваться от исполинских торговых кораблей и боевых крейсеров за сотни миллионов кредитов, искать свое место на парковке и в гиперкруизе облетать атмосферу планет — это ни с чем не сравнимое счастье! Не забываем про пиратов — NPC и реальных игроков, которые периодически пытаются вытащить вас из гиперпрыжка и избавить от ценного груза, — расслабиться в Elite не получится, хотя по сравнению с жесткой Eve Online это просто курорт.
Возможно, это профессиональная деформация, но в последние годы я перестал верить видеоиграм — всюду вижу невидимую руку дизайнеров, хорошо замаскированные глухие стены коридоров, которые ведут меня по единственно верному и правильному маршруту. В Elite: Dangerous я ВЕРЮ каждой секунде происходящего, возможно, потому, что игре абсолютно на меня наплевать, а стены предположительно находятся по другую сторону галактики.
Через пару дней мучений с мышью и клавиатурой стало ясно, что для управления космическим кораблем требуется более совершенный интерфейс, и мне пришлось раскопать в закромах вялый джойстик Defender Cobra M5, с которым игра полностью преобразилась. Особенно после того, как я догадался его откалибровать. Еще через день интенсивного курения форумов обнаружилось, что обычный джойстик тоже компромиссное решение и реальные пацаны летают только с HOTAS-системами. Очередной взрыв интернета изнутри показал, что особого выбора нет: Saitek X-52 Pro или Saitek X-55. Пришлось ехать в магазин и, стесняясь, как школьник в аптеке с пачкой презервативов в руках, покупать X-52 Pro — он выглядит более антуражно, и разработчики делали управление под него. Еще один обязательный апгрейд, если вы намерены остаться в «Элите» надолго, TrackIR 5, который позволяет увеличить размеры вашего монитора в девять раз и создает абсолютный эффект присутствия! Лучше него, разумеется, только Oculus Rift, который дорогой, еще не вышел и может вызывать серьезные осложнения в отношениях с домочадцами.
Оснащенный всеми этими высокотехнологичными гаджетами, я провалился в Elite: Dangerous окончательно, и конца этому пока не видно. Базовый Sidewinder быстро сменил более вместительный Adder, затем космический миниван Hauler, после него — культовая Cobra MK3, превращенная мной в торговый фрегат, а затем, наконец, мечта низкобюджетного торговца — грузовик Type 6 Transporter производства Lacon Spaceways, способный за один раз перевозить 112 тонн груза, если у вас железные яйца и вы решите отказаться от щитов.
Стоит ли говорить, что каждый из моих кораблей управлялся, звучал и «ехал» совершенно по-разному. Благодаря TrackIR 5 я могу осмотреться в кабине и оценить дизайн интерьера. Мое новое приобретение — истребитель Viper, по слухам, лучшая машина для баунти-хантинга. Четыре подвеса для вооружения, отличная маневренность и максимальная скорость, а какой звук издают двигатели под сброс газа! Те, кто ездит на мотоцикле с прямотоком меня поймут.
Сейчас я большую часть времени провожу в астероидных поясах, охочусь за особо опасными преступниками — денег выходит меньше, чем от торговли золотом и рабами, но зато сколько фана! Что дальше? Я не знаю. Цены на большинство кораблей в магазинах по-прежнему вызывают недоумение: как столько вообще можно зарабатывать? Разработчики постоянно вводят в игру новый контент: только что они научили NPC летать звеньями и добавили два новых корабля. Пожалуй, доведу свой military статус хотя бы до dangerous (сейчас — mostly harmless), чтобы не позориться, накоплю денег на достойный обвес для ASP и сделаю из него абсолютный корабль для дальних путешествий. По слухам, обжитая часть галактики — всего 800 звезд. 800 из 400 миллиардов!
Идея дальних путешествий преследует не только меня. Еще на этапе альфа-теста у активных членов коммьюнити возникла сумасшедшная идея исследовать все 400 миллиардов звездных систем. Клич, брошенный игроком с говорящим именем Steve Wilds неожиданно собрал тысячи добровольцев. Среди них профессиональные астрономы, астрофизики и даже вышедший на пенсию ученый NASA. Инициатива получила название The First Great Expedition. Ее участники давно покинули границы исследованной человечеством виртуальной галактики и находятся сейчас в невероятной дали от тех, кто только начал играть. Члены экспедиции хорошо скоординированы, обмениваются информацией на форуме, совместно разрабатывают маршруты и ведут карту открытий. Их миссия полна опасностей: никто, кроме разработчиков, не знает на самом деле, что ждет их в неисследованных глубинах галактики. Беспощадные черные дыры унесли немало жизней членов экспедиции, несмотря на топовое оснащение их кораблей, а конца миссии все еще не видно.
Что ждет их в глубинах вселенной? Новая цивилизация, удивительные технологии или мучительная смерть в пустоте? Есть только один способ проверить. Если вам не безралична судьба космоса и позволяют средства, поддержите Дэвида Брэбена и Frontiers Development.
Elite: Dangerous — уникальная игра, таких сейчас уже не делают. На горизонте высадка на планеты, путешествия по станциям и много всего интересного. Этот проект просто не имеет права провалиться, иначе все, что мы любили и за что боролись последние 30 лет, окажется пшиком.
И да, все ваши инвестиции в хороший джойстик и TrackIR не пропадут зря, ведь в 2016-м мы ждем выхода Star Citizen, которая собрала 73 млн долларов народных средств и обещает стать миром, в котором мы сможем поселиться на долгие годы. Но это совсем другая история.
В итоге: Как правильно играть в Elite: Dangerous Советы от видного исследователя виртуального космоса Олега Михайловича Хажинского Люди в мире разделяются на две категории: те, кто уже играл в
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.